Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в государственном управлении произошло много изменений, связанных с реорганизацией структуры управления, автоматизацией некоторых процессов, изменением системы финансирования учреждений и мотивации персонала. Однозначно, среди них много неудачных, имеющих негативные последствия и повлекшие ухудшение качества оказания медицинских услуг. Тем не менее, есть и положительные примеры, как внедрение программно-целевого управления, что позволяет повысить эффективность социально-экономического развития региона в определенной сфере.
Влияние пандемии, а впоследствии глубокий экономический кризис, обусловленный воздействием санкционных ограничений европейских стран выявили целый блок сложных системных проблем российской системы здравоохранения, некоторые из которых были успешно решены, а оставшиеся нуждаются в разрешении.
Система государственного управления, основанная на реализации государственных программ является определяющей в развитии регионов и формирует платформу для формирования структуры учреждений, повышения качества обслуживания. Москва на протяжении многих лет является флагманом инновационного развития во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении. Именно поэтому исследование современной трансформации одной из самых важных отраслей социальной сферы российского государства особенно значимо и актуально.
Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию управления развитием здравоохранением в Московской области.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть национальные проекты в системе государственного управления сферой здравоохранения,
- изучить государственные программы субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения,
- определить новые методы и подходы к государственному управлению в сфере здравоохранения,
- определить направления совершенствования системы и компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере управления здравоохранением,
- выявить проблемы государственного управления в сфере здравоохранения в Московской области, рекомендации по их решению.
Предмет исследования являются организационно-правовые, экономические и социальные отношения, составляющие основу государственного управления в сфере здравоохранения в Москве.
Объект исследования – система государственного управления в сфере здравоохранения в Москве.
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, аналитико-прогностического, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции, а также статистические методы анализа и группировок.
Степень изученности заявленной темы можно охарактеризовать как достаточно высокая, что обусловлено ее актуальностью и интересом со стороны государственных деятелей, ученых, населения. Основу исследования составляют труды таких ученых и специалистов в области здравоохранения, как Мищенко Г.Н., Семячков А.К.,и других.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили официальные документы Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления здравоохранения.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
1.1. Понятие, состав системы управления здравоохранения
В настоящее время управление системой здравоохранения существенно значительно изменяется. Одни элементы системы заменяются другими, более эффективными. Процесс совершенствования системы управления таким сложным организмом не может быть однолинейно простым. Результаты осуществляемых прогрессивных изменений проявятся не сразу, а через определенный промежуток времени. Именно это затрудняет мониторинг перехода управления из одного состояния в другое.
В современных экономических условиях важным содержательным элементом системы менеджмента предприятия является его организационная структура, в значительной степени влияющая на результативность хозяйственной деятельности. Основная задача всех структурных преобразований системы управления состоит в достижении максимальной эффективности выполнения ею целевой функции.
Эффективность управления также зависит и от содержательной части системы – квалифицированного состава и численности работников управления, их технического оснащения и качества принимаемых ими решений.
Экономико-управленческая деятельность представляет собой совокупность управленческих действий по обеспечению экономически эффективного развития объекта управления посредством применения экономических и организационных методов и технологий воздействия.
В состав системы экономико-управленческой деятельности входят подсистемы:
- правовая,
- экономическая,
- организационная,
- технологическая,
- социальная.
Системное, комплексное развитие управления здравоохранением – это сложный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных этапов. Важнейшим требованием к совершенствованию организационной структуры и системы управления является обеспечение их эффективности и качества. Современный этап развития учреждений здравоохранения предполагает достижение эффекта, прежде всего, за счет организации, и того, как будет построена система совершенствования управления, какими методами она будет реализовывать то новое, что дают наука и практика управления. Необходима разработка целостной отраслевой программы совершенствования управления.
Очевидно, что элементы системы здравоохранения синергетически взаимодействуя, формируют целое. Синергетический эффект обусловливает особое состояние сложных систем, каковой и является система здравоохранения, находящихся в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации.
Сложность исследования системы здравоохранения обусловлена ее неустойчивым состоянием. Реальное состояние системы можно охарактеризовать как нестабильное, она находится в ситуации аттрактора деградации. Известно, что в действительности развитие реальных систем немонотонно и включает не только прогрессивные аттракторы, но и аттракторы деградации (которые впоследствии могут смениться прогрессом, а могут и привести систему к краху), и аттракторы разрушения .
Для системы здравоохранения характерны большинство из вышеперечисленных условий.
Во-первых, сам процесс реформирования системы длится более десяти лет, не имея каких бы то ни было значительных положительных результатов. Необходимо констатировать затяжной характер реформы.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные материалы
Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения 20.09.2016).
3. Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» // Информационная система «КонсультантПлюс»
4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.02.2017).
Специальная литература
5. Алексеенко С.Н. Актуальные вопросы формирования системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях //Советник бухгалтера в здравоохранении. – 2016 . - №5. – С.15
6. Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности [Текст]: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2016.
7. Логинов А.А., Шухман А.Д. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом // Управление развитием персонала. – 2015. - №3. С.14-18
8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2017. – 608 с.
9. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2016
10. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения [Текст] / Е. В. Сотникова // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 102-104.
11. Швец Ю.Ю. Система обеспечения качества медицинских услуг // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (11). – С. 26-30
Адреса Интернет-ресурсов
12. Вероника Скворцова: в результате оптимизации здравоохранения никто не останется без помощи // https://tass.ru/interviews/3944526
13. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.04.2018).
14. Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news-/51917
15. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2016/05/16/2948